В последнее время велосипед приобретает все большую и большую популярность во всех странах. Количество велосипедов во всем мире превышает миллиард. В этом отношении велосипед сильно опережает автомобиль и мотоцикл. Велосипед легкий, не требует топлива и сложного обслуживания, дешев и доступен широким слоям населения. О пользе для здоровья даже и говорить не приходится. Но наш герой не так прост, как может показаться.
Уже на заре своего существования семейство велосипедов включало несколько видов. Существовали велосипеды мужские и женские, грузовые и военные, спортивные и складные. В настоящее время существует также множество видов и подвидов велосипедов. Это многообразие обусловлено различными потребностями велосипедистов. Рассмотрим основные категории велосипедов.
Детские - многочисленные велосипеды для детей, начиная от трехколесных для самых маленьких и заканчивая вполне серьезными аппаратами с переключателями скоростей, дисковыми тормозами и прочими наворотами, ничуть не уступающими взрослым горным велосипедам.
Шоссейные - велосипеды для гонок по шоссе. Они имеют тонкую легкую раму, узкие шины с низким протектором, руль, обеспечивающий низкую посадку велосипедиста.
Трековые - предназначены для гонок по специальным сооружениям - велотрекам. Как правило не имеют тормозов, переключателей передач и некоторых других "лишних" деталей.
Городские - велосипеды для комфортной езды в городских условиях.
Туристские - предназначены для совершения длительных поездок (велопоходов). Обеспечивают комфортную посадку велосипедисту и возможность двигаться с большой нагрузкой.
Горные велосипеды первоначально предназначались для скоростного спуска с гор. Но сейчас горным велосипедом принято называть практически любой велосипед с большим количеством передач, толстыми шинами, передними и, возможно задними амортизаторами. Кроме спусков с гор используются для соревнований по кросс-кантри.
Гибриды. Представляют собой нечто среднее между горными и шоссейными.
BMX - велосипеды для выполнения акробатических трюков и гонок по пересеченной местности.
Триальные - велосипеды для велотриала, то есть для езды по всяким бревнам, ящикам и т.д., что и ездой толком не назовешь.
Складные. Велосипеды для эпизодического применения, имеющие складывающуюся в одном или нескольких местах раму, а иногда даже колеса! Позволяют хранить себя в ограниченном пространстве, перевозить в автомобиле а также в общественном транспорте.
Лигерады - велосипеды на которых велосипедист лежит чаще на спине, реже на животе лицом вниз. Развивают большую скорость, чем обычные велосипеды за счет лучшей аэродинамики.
Веломобили - транспортные средства, сочетающие характерные черты велосипеда (мускульный привод) и автомобиля (комфортная посадка в кресле, кузов, устойчивая трех- или четырехколесная схема).
Унициклы - одноколесные велосипеды. Раньше использовались в основном в цирке. Сейчас приобретают все большую популярность среди широких слоев населения.
Многоместные велосипеды. Это тандемы и прочие разные необычные конструкции.