Тормоз предназначен для остановки велосипеда, а также для изменения скорости его движения. Велосипедный тормоз пожалуй наиболее развивающаяся часть велосипеда. За всю историю велосипеда конструкций тормозов было предложено и испытано великое множество.
Долгое время наиболее распространенным типом тормоза был барабанный, ножной или педальный. Он и сейчас остается наиболее эффективным для городских, дорожных, детских велосипедов. Детали такого тормоза располагаются внутри втулки заднего колеса. Торможение происходит при вращении педалей назад. Преимуществом такого тормоза является простота обслуживания и эксплуатации. Но применяться он может в основном на велосипедах без переключения скоростей. В редких случаях тормозную втулку совмещают с планетарной коробкой скоростей, также располагающейся в задней втулке. Барабанный тормоз наиболее приемлемый вариант для детского велосипеда, так как у ребенка не всегда хватает силы рук чтобы затормозить ручными тормозами.
Самым популярным в настоящее время является ободной тормоз. Конструкций таких тормозов существует немало. Это и клещевой тормоз, и v-brake, и кантилевер... Не останавливаясь подробно на каждой из этих конструкций, можно сказать, что действие ободного тормоза основан на принципе рычага, к одному плечу которого прикреплен тросик, а на другом плече закреплена томозная колодка. Пара таких рычагов шарнирно крепится к верхним перьям рамы и к трубкам передней вилки. Когда велосипедист натягивает тросики с помощью тормозных ручек, расположенных на руле, тормозные рычаги прижимают колодки к боковым поверхностям обода колеса и останавливают его. Такой тормоз прост и легок в обслуживании. Он имеет малую массу по сравнению с другими конструкциями. Однако, его эффективность резко падает, если обод загрязнен или влажный. Чтобы этого не происходило, на велосипеды устанавливают...
Дисковые тормоза. Они могут приводиться в действие механически (тросиком) или с помощью гидравлической системы, наподобие автомобильной. Как и ободные тормоза, они управляются руками. Вообще в них много схожего с автомобильными дисковыми тормозами. На колесе устанавливается специальный тормозной диск, а на неподвижных частях рамы - перьях или рулевой вилке - тормозной цилиндр с колодками. При торможении колодки зажимают диск с двух сторон. Таким образом происходит торможение. На сегодняшний день дисковые тормоза с гидроприводом наиболее эффективны. Они не боятся дождя и грязи. Однако они несколько тяжелее ободных, дороже и сложнее в обслуживании.