Горный велосипед, как это следует из названия, предназначен для езды по пересеченной местности, особенно по горам. Изобрели его в США в 70-е годы XX века, когда несколько спортсменов-любителей установили переключатели скоростей на старенькие велосипеды с толстыми бескамерными шинами. С тех пор горный велосипед начал набирать популярность бешеными темпами. Его широко применяют как профессиональные спортсмены, так и любители покататься в парке.
Характерными особенностями горного велосипеда являются: низкая трапецевидная рама, толстые шины с высоким "зубастым" протектором, широкий диапазон переключения передач, большой (до 10-12 см) вынос руля вперед и некоторые другие. Каретка горного твелосипеда максимально поднята по сравнению с другими велосипедами (до уровня втулок) для обеспечения максимального клиренса. Трансмиссия имеет одну или несколько понижающих передач, обеспечивающих возможность взбираться по крутым склонам. Обода колес усиленные, позволяющие совершать прыжки и штурмовать различные препятствия.
По типу подвески горные велосипеды могут быть типа ригид (полностью жесткие подвески), хардтейлы (с передней амортизационной вилкой) и двухподвесы (задняя и передняя подвески оборудованы пружинами и амортизаторами). Выбор конструкции подвески зависит от того, для какой дисциплины будет использоваться велосипед. А использоваться он может для кросскантри (кросса по пересеченной местности), даунхилла (скоростного спуска с горы) или фрирайда (сочетания различных фидов катания). Рамы горных велосипедов изготавливаются из самых различных материалов, таких как высокопрочный сверхлегкий карбон, алюминиевые сплавы, легированная сталь.