Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по идеально гладкому асфальту. Именно из-за нехватки последнего шоссейники не получили широкого распространения у нас в стране. Однако, скорость, которую развивает шоссейный велосипед, в прямом и переносном смысле выносит его далеко вперед по сравнению с другими типами велосипедов. Шоссейный велосипед способен разогнаться на 10 км/ч больше, чем любой другой байк.
Что же позволяет развивать шоссейному велосипеду такую скорость? Это в первую очередь его конструкция. Рама шоссейного велосипеда узкая, высокая и укороченная. Изготавливается она из современных высокопрочных материалов - карбона, алюминиевых, магниевых и титановых сплавов. У шоссейника жесткая передняя вилка, лишенная амортизаторов. Это сделано из-за того, что при энергичном педалировании велосипед пытается "нырнуть", то есть качнуться вперед на амортизаторах. При этом амортизаторы поглощают часть энергии, затраченной на педалирование. Шоссейный велосипед более маневрен, чем остальные виды велосипедов. Венчает его изогнутый руль типа "бараньи рога". Посадка гонщика на таком велосипеде низкая, что способствует существенному снижению аэродинамического сопротивления. Шоссейники имеют от 18 до 30 мощных передач и клещевые тормоза. На них также отсутствуют места крепления крыльев и багажника. Колеса шоссейных велосипедов также тонкие и имеют спечиальные шины - велотрубки. Общий вес шоссейного велосипеда меньше 10 кг. Есть даже экземпляры, весящие меньше 3,5 кг. Правда нижняя граница веса шоссейников для соревнований в настоящее время ограничена 6,8 кг.
Езда на шоссейном велосипеде требует особенных навыков и не подходит для новичков. Шоссейник слишком жесткий и чрезвычайно маневренный. Он предназначен исключительно для гонок по идеально гладкому асфальту. И совершенно не подходит для движения по пересеченной местности, туризма и т.д. Подготовленный гонщик может развить на нем скорость до 70 км/ч.