Руль используется для управления велосипедом. На руле также располагаются другие органы управления велосипедом - тормозные ручки, переключатели скоростей (манетки), различные дополнительные аксессуары: звуковой сигнал, велокомпьютер, фара. Конструкция руля определяется назначением велосипеда. Так на горных велосипедах применяется прямой или слегка изогнутый руль. На городских и прогулочных велосипедах руль изогнут кверху так, чтобы обеспечить велосипедисту более комфортную вертикальную посадку. На шоссейных и трековых велосипедах используется руль типа "бараньи рога" для создания аэродинамической посадки гонщика. Также на спортивных велосипедах применяются рули, позволяющие гонщику как бы ложиться локтями на руль. Это дает возможность долго ехать, сохраняя аэродинамическую посадку и не уставая.
Горизонтальная средняя часть руля вставляется в вынос. Вынос соединяет руль с вертикальным штоком передней вилки. Выносы могут быть жесткие и регулируемые как по высоте, так и по наклону.
На руле могут быть закреплены различные устройства. Обычно на руле устанавливают тормозные ручки и ручки переключения скоростей - манетки. Кроме этого на руле могут быть установлены световые и звуковые приборы, велокомпьютер, зеркала заднего вида. На концы руля устанавливаются ручки из пластмассы или другого материала, обеспечивающие удобство захвата руля. Для изогнутых рулей шоссейных и трековых велосипедов используется специальная обмотка. Также для удобства езды на руль горного велосипеда можно с торцов установить дополнительные ручки.