Управление велосипедом, как и любым другим транспортным средством подразумевает своевременное изменение скорости и направления его движения в соответствии с целью такового и правилами безопасности. Изменение направления движения велосипеда обычно осуществляется поворотом руля в ту или иную сторону. При этом следует отметить особенности конструкции рулевого управления велосипеда. Рулевая колонка обычно наклонена немного назад, а ось вращения переднего колеса вынесена немного вперед относительно оси поворота рулевой вилки. Таким образом, ось поворота переднего колеса вместе с рулем проходит ниже оси вращения колеса и пересекается с поверхностью дороги впереди точки касания этой же дороги колесом. Это приводит к тому, что при отклонениях руля возникает момент, стремящийся вернуть велосипед к прямолинейному движению.
Следует заметить, что двухколесный велосипед не может сохранять равновесие, будучи неподвижным. При движении велосипеда, за счет вращения колес, возникает гироскопическая сила, мешающая отклонению велосипеда от курса. Таким образом, чем быстрее едет велосипед, тем устойчивее он. Это позволяет в некоторых случаях ездить, не держась за руль руками.
Для поворота следует сначала чуть-чуть отклонить руль в сторону, противоположную направлению предполагаемого поворота, а затем повернуть в нужную сторону.
Изменение скорости движения велосипеда осуществляется тормозом, а также изменением скорости вращения педалей и переключением передач, если велосипед оборудован соответствующим приводом. При торможении следует помнить, что приоритет отдается заднему тормозу. При использовании одного только переднего тормоза на большой скорости есть риск кувырнуться через руль с весьма трагическими последствиями.
При движении по дорогам следует строго соблюдать правила дорожного движения для велосипедистов. При наличии велосипедной дорожки нужно двигаться по ней. Иногда имеет смысл сойти с велосипеда и двигаться пешком, ведя его в руках. В этом случае велосипедист становится пешеходом со всеми его правами и обязанностями. Необходимо также никогда не забывать о наличии на дороге недобросовестных водителей, которые почему-то считают необязательным считать велосипедиста участником дорожного движения.